Попробуйте новую версию сайта, мы сделали его намного удобнее и лучше. Перейти на новый сайт
english
Кодекс. Законодательство, комментарии, судебная практика
Главная страница Карта сайта Написать письмо
ГОСТ, СНиП, СанПиН, ВСН, РД, РДС, СП, ГЭСН, ФЕР, ТЕР, ГН,
правовые акты — всего более 17 000 000 документов
8-800-555-90-25

Подписывайтесь на нас:

Маньков Виктор Дмитриевич

Доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» СПБГПУ, кандидат технических наук.

Стандарты и качество
  • Ростехнадзор подписал два Меморандума о сотрудничестве на сессии Генеральной Конференции МАГАТЭ

    19 сентября 2018 года в рамках 62-й сессии Генеральной Конференции МАГАТЭ, проходящей в Вене (Австрия), был заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при кабинете министров Республики Узбекистан.

    Документ скрепили подписями заместитель руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов и начальник Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете министров Республики Узбекистан Бахтиер Гулямов.

    В соответствии с Меморандумом, сотрудничество будет осуществляться при разработке нормативной правовой базы в области регулирования промышленной и радиационной безопасности и при осуществлении лицензионной деятельности. Стороны договорились обмениваться опытом в контрольной (надзорной) деятельности и в подготовке специалистов в области промышленной и радиационной безопасности.

    Перед подписанием Меморандума Ферапонтов напомнил, что планы по сооружению в Республике Узбекистан первой атомной станции недавно получили отражение в соответствующем межправительственном соглашении. "Развитие национальной системы регулирования ядерной безопасности - это длительный и трудоёмкий процесс, - отметил он. - Позвольте заверить Вас в том, что мы готовы оказывать узбекской стороне необходимую поддержку. Как на уровне специалистов, так и на уровне руководства Службы".

    В свою очередь, Бахтиер Гулямов отметил важность подписанного документа. "Для нас решение конструктивного сотрудничества с Россией имеет решающее значение. Надеюсь, что подписанный нами Меморандум приведет нас к более тесному взаимодействию в интересах повышения уровня промышленной и радиационной безопасности", - отметил он.

    Помимо этого, Алексей Ферапонтов подписал Договорённость между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации и Комиссией по ядерной и физической ядерной безопасности Республики Корея о сотрудничестве в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях. С корейской стороны документ подписал председатель Комиссии по ядерной и физической ядерной безопасности Джунг Мин Кан. Договоренность предусматривает развитие сотрудничества между сторонами в области регулирования безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, по разным направлениям.

    Указанный документ по своему содержанию соответствует Меморандуму о сотрудничестве, однако носит название "Договорённость". Это вызвано требованием МИД Республики Корея, в соответствии с которым органы исполнительной власти должны использовать термин "Договоренность" при подготовке межведомственных документов с зарубежными партнёрами в случае наличия межправительственного соглашения в соответствующей сфере деятельности.

    Напомним, что в Вене 17 сентября 2018 года начала работу 62-я сессия Генеральной Конференции МАГАТЭ, которая продлится до 21 сентября 2018 года.


    Источник:     
    http://www.gosnadzor.ru/

  • Минтруд России утвердил ряд профстандартов
  • В системы Кодекс и Техэксперт Охрана труда включен комментарий по вопросам организации образовательного процесса в образовательных организациях

    В комментарии "Как организовать образовательный процесс в образовательной организации" рассмотрены вопросы, связанные с организацией образовательного процесса на каждом его этапе, - от приема на обучение до проведения итоговой аттестации:

    1. Что следует учесть при создании образовательной организации?

    2. В чем особенности правового статуса образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы?

    3. Какие дополнительные требования предъявляются к образовательной организации, планирующей проводить обучение работодателей и работников вопросам охраны труда?

    4. Как организовать прием обучающихся в образовательную организацию?

    5. Каковы особенности заключения договора об образовании?

    6. Как правильно организовать процесс обучения в образовательной организации?

    7. Как обеспечить проведение итоговой аттестации обучающихся?

    8. Что следует учесть при проведении проверок образовательной организации со стороны Рособрнадзора?

    Комментарий подготовлен экспертом по гражданскому, медицинскому и трудовому праву Лисицкой О.С.

  • Инспекторами Сибирского управления Ростехнадзора предотвращена авария на шахте им С М Кирова

    10 сентября 2018 года инспекторами Сибирского управления Ростехнадзора при проведении проверки соблюдения требований промышленной безопасности в режиме постоянного государственного надзора на шахте им.С.М.Кирова, принадлежащей АО "СУЭК-Кузбасс", были выявлены нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью работников шахты.

    В вентиляционном штреке 25-04 на промежутке между люковыми печами N 25-89 и N 25-89бис из почвы выработки зафиксировано выделение газа метана, концентрация которого в несколько раз превышала максимально допустимые значения. При этом данная выработка оборудована дизель-локомотивной доставкой, проветривается свежей струей воздуха и является запасным выходом для людей. Кроме того, были выявлены нарушения требований промышленной безопасности при ведении дегазационных работ. Также при анализе пробы пыли, взятой во фланговом вентиляционном уклоне 25-03, установлено, что данная выработка находится в пылевзрывоопасном состоянии. Ленточный конвейер КЛКТ-1000, смонтированный в вышеуказанной выработке, эксплуатируется при заштыбованной концевой станции и отдельных заштыбованных роликах линейной части. В целях защиты жизни и здоровья работников шахты работы в вентиляционном штреке 25-04 и эксплуатация ленточного конвейера КЛКТ-1000 были приостановлены инспекторами путем применения с 16 час. 00 мин. 10 сентября 2018 года меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Благодаря немедленным действиям инспекторов Сибирского Управления Ростехнадзора была предотвращена авария - взрыв метана и как следствие возможные человеческие жертвы.

    По данному факту нарушений требований промышленной безопасности материалы административного дела переданы в суд для рассмотрения в судебном порядке и установления вины юридического лица АО "СУЭК-Кузбасс" по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушения требований промышленной безопасности).


    Источник:     
    http://www.gosnadzor.ru/

  • Утверждены Рекомендации по составу и содержанию инструкции по ликвидации аварий в хранилищах ядерного топлива

    Приказом Ростехнадзора от 24 августа 2018 года N 400 утверждены "Рекомендации по составу и содержанию инструкции по ликвидации аварий в хранилищах ядерного топлива".

    Рекомендации предназначены для специалистов эксплуатирующих организаций, выполняющих разработку инструкций.

    Инструкцию рекомендуется утверждать в установленном в организации порядке. Ввод в действие Инструкции рекомендуется осуществлять распорядительным документом объекта ядерного топливного цикла.

    Пересмотр Инструкции рекомендуется проводить не реже чем 1 раз в 5 лет.

  • Новые требования к аттестации экспертов привлекаемых Росрыболовством для проведения проверок

    Установлены новые требования для привлечения специалистов для осуществления надзорной деятельности Приказом Росрыболовства от 09.06.2018 г. N 408 "Об аттестации экспертов, привлекаемых территориальными органами Федерального агентства по рыболовству к проведению мероприятий по контролю (надзору) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ).

    Отменен ранее действовавший Приказ Росрыболовства от 22.09.2010 г. N 801 "Об организации работ по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности".

    Приказом установлены:

    - новая форма заявления об аттестации привлекаемого эксперта (приложение N 1 к Приказу);

    - перечень экспертиз, для проведения которых могут привлекаться эксперты (приложение N 2 к Приказу);

    - критерии аттестации экспертов (приложение N 3 к Приказу);

    - положение об аттестационной комиссии (приложение N 4 к Приказу);

    - правила проведения квалификационного экзамена (приложение N 5 к Приказу);

    - правила формирования и ведения реестра сведений об аттестации экспертов (приложение N 6 к Приказу).

    Эксперты могут привлекаться Росрыболовством для проведения экспертиз (приложение N 2 к Приказу):

    - водных биологических ресурсов и продуктов их переработки;

    - грунтов и донных отложений;

    - природных поверхностных вод, подземных и сточных вод;

    - определения негативных последствий производства работ с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов;

    - гидрологической;

    - ихтиологической;

    - ихтипатологической;

    - определения эффективности рыбозащитных устройств;

    - гистологической и паразитологической, а также видовой для водных биологических ресурсов;

    - цист артемии на предмет определения времени и места их сбора;

    - определения размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам при осуществлении деятельности оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы;

    - определения мест нереста и путей миграции;

    - определения численности и биомассы гидробионтов;

    - определения видовой характеристики водных биологических ресурсов.

    Информация, содержащаяся в Приказе, поможет экспертам, которые привлекаются Росводресурсами при осуществлении надзорной деятельности.

    Если вы сейчас планируете подать заявление на аккредитацию, то для оценки своей пригодности необходимо:

    - ознакомиться с положением проведении квалификационного экзамена (приложение N 5 к Приказу);

    - проверить, соответствуете ли вы необходимым критериям (приложение N 3 к Приказу).

  • Изменены списки ОРО включенных в ГРОРО

    Приказом Росприроднадзора от 31.08.2018 г. N 341 "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов" исключены из государственного реестра объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) объекты размещения отходов (далее - ОРО) в:

    1. Республиках:

    - Башкортостан;

    - Карелия;

    - Удмуртия;

    - Саха (Якутия);

    - Татарстан.

    2. Областях:

    - Белгородской;

    - Воронежской;

    - Ивановской;

    - Иркутской;

    - Кировской;

    - Орловской;

    - Псковской;

    - Ростовской;

    - Саратовской;

    - Свердловской;

    - Томской;

    - Ульяновской.

    3. Краях:

    - Краснодарском;

    - Красноярском.

    4. Автономных округах:

    - Ханты-Мансийском;

    - Ямало-Ненецком.

    Приказом Росприроднадзора от 31.08.2018 г. N 340 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" были включены новые ОРО в:

    1. Республиках:

    - Башкортостан;

    - Саха;

    - Татарстан;

    - Удмуртия.

    2. Краях:

    - Забайкальском;

    - Красноярском;

    - Пермском;

    - Хабаровском.

    3. Областях:

    - Кемеровской;

    - Магаданской;

    - Сахалинской;

    - Томской.

    4. Автономных округах:

    - Ненецком.

    Обращаем ваше внимание, что размещение отходов на объектах, не внесенных в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО), запрещено (п.п.6-7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

    Информация, представленная в новости, будет полезна организациям, которые размещали отходы на ОРО, исключенных из ГРОРО. Это позволит избежать нарушений природоохранного законодательства и исключить риски штрафных санкций.

    Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа (ст.8.2 КоАП РФ):

    - на должностных лиц - от 10000 до 30000 руб.;

    - на индивидуальных предпринимателей - от 30000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    - на юридических лиц - от 100000 до 250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

  • Минприроды РФ доработает порядок представления отчетности по отходам для субъектов МСП

    Размещена карточка Проекта приказа Минприроды России "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года N 30" (далее - Проект).

    Проектом предлагается заменить в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок), утвержденном приказом Минприроды России от 16.02.2010 г. N 30, слово "использование" на слово "утилизация".

    Внесение изменений в Порядок предлагается с целью приведения его в соответствие с нормами Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ).

    Наличие в порядке слова "использование" вызывает спорные ситуации, т.к. данный вид обращения с отходами напрямую не указан в Федеральном законе от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ.

    Например, в силу п.10 Порядка необходимо отражать данные об отходах, переданных сторонним лицам в целях использования. Но в действительности данные отходы передаются на утилизацию, которая и обеспечивает дальнейшее использование отходов.

    Принятие Проекта позволит устранить противоречия в действующем природоохранном законодательстве.

    Также Минприроды РФ планирует изменить срок представления отчетности в территориальные органы Росприроднадзора на более поздний.

    Какой именно срок представления отчетности планируется установить Проектом, на данный момент неизвестно. В настоящее время срок представления отчетности в территориальные органы Росприроднадзора установлен 15 января года, следующего за отчетным.

    Зная о возможных изменениях, вы сможете сэкономить время при подготовке и сдаче отчётности об обращении с отходами.

    Обращаем ваше внимание, что несоблюдение требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа (ст.8.2 КоАП РФ):

    - на должностных лиц - от 10000 до 30000 руб.;

    - на индивидуальных предпринимателей - от 30000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    - на юридических лиц - от 100000 до 250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    С текстом Проекта вы можете ознакомиться на сайте regulation.gov.ru

  • Создан проектный технический комитет по стандартизации Цифровые электрические сети

    Приказом Росстандарта от 03.09.2018 N 1845 на временной основе создан проектный технический комитет по стандартизации "Цифровые электрические сети" (ПТК).

    За ПТК закреплены следующие объекты стандартизации в соответствии с кодами ОКПД2:

    26.1 Компоненты электронные и платы;

    26.2 Компьютеры и периферийное оборудование;

    26.3 Оборудование коммуникационное;

    26.5 Оборудование для измерения, испытаний и навигации; часы всех видов;

    25.7 Приборы оптические и фотографическое оборудование;

    27.1 Электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная и контрольно-измерительная аппаратура;

    29.31 Оборудование электрическое и электронное для автотранспортных средств;

    35.1 Услуги по производству, передаче и распределению электроэнергии;

    61.1 Услуги телекоммуникационные проводные;

    61.2 Услуги телекоммуникационные беспроводные;

    61.9 Услуги телекоммуникационные прочие;

    62.01 Продукты программные и услуги по разработке и тестированию программного обеспечения;

    62.02 Услуги консультативные, связанные с компьютерной техникой;

    62.03 Услуги по управлению компьютерным оборудованием;

    63.1 Услуги по обработке данных, размещению и взаимосвязанные услуги; порталы в информационно-коммуникационной сети Интернет;

    63.11 Услуги по обработке данных, размещению и взаимосвязанные услуги;

    63.12 Содержание порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет;

    71.1 Услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и связанные технические консультативные услуги;

    71.11 Услуги в области архитектуры;

    72.1 Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук;

    72.19 Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук, прочие;

    74.90 Услуги профессиональные, научные и технические, прочие, не включенные в другие группировки;

    80.2 Услуги систем обеспечения безопасности;

    82.1 Услуги в области административного и вспомогательного обслуживания.

    Председателем ПТК назначен заместитель генерального директора по стратегическому развитию ПАО "Россети" Евгения Александровича Ольховича, а выполнение функций по ведению дел секретариата ПТК возложено на ПАО "Россети".

    В структуре ПТК 706 образованы два подкомитета:

    - ПК-1 "Цифровые подстанции";

    - ПК-2 "Цифровые районы электрических сетей"

    Срок осуществления деятельности ПТК до 31 декабря 2019 г.

  • Росатом начнет внедрять научные результаты для развития атомной энергетики

    Правительство РФ досрочно прекращает выполнение федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года" для того, чтобы начать практическое применение полученных в ходе ФЦП уникальных научных результатов с целью развития отечественной атомной энергетики и обеспечения конкурентоспособности российских разработок в этой области.

    Как следует из подготовленного госкорпорацией "Росатом" проекта постановления кабинета министров и опубликованного во вторник на портале проектов нормативных актов, реализация ФЦП завершится 31 декабря текущего года. Мероприятия завершаемой федеральной целевой программы будут включены в государственную программу РФ "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".

    Как отмечается в пояснительной записке к проекту постановления, основанием для его подготовки стало поручение главы кабинета министров Дмитрия Медведева от 4 апреля нынешнего года о досрочном, начиная с 2019 года, прекращении реализации ФЦП и разработке программных мероприятий в рамках госпрограммы, обеспечивающих развитие двухкомпонентной ядерной энергетики и сооружение промышленных энергокомплексов.

    Основной целью ФЦП была разработка ядерных энергетических технологий нового поколения на базе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом (ЗЯТЦ) для атомных энергоблоков, обеспечивающих потребности страны в энергоресурсах, повышение эффективности использования природного урана и отработавшего ядерного топлива, создание научно-технологической базы для крупномасштабного развития атомной энергетики на принципах естественной безопасности и дальнейшего использования ее потенциала. Росатом - государственный заказчик-координатор ФЦП.

    Базовым положением стратегии развития российской атомной энергетики ранее был обозначен ее переход к двухкомпонентной ядерной энергетической системе, в которой энергоблоки АЭС с реакторами ВВЭР на тепловых нейтронах, составляющие основу современной отечественной атомной энергетики, будут эксплуатироваться в сочетании с энергоблоками с реакторами на быстрых нейтронах в замкнутом ядерном топливном цикле.

    В ЗЯТЦ за счет расширенного воспроизводства ядерного "горючего", как считается, существенно расширится топливная база атомной энергетики, а также появится возможность уменьшить объемы радиоактивных отходов благодаря "выжиганию" опасных радионуклидов. Россия, как отмечают эксперты, занимает первое место в мире в технологиях строительства реакторов на быстрых нейтронах.

    В рамках ФЦП, изначально сформированной как научная, начиная с 2013 года, при выделении ряда мероприятий в проектное направление "Прорыв" были получены уникальные практические результаты, указывается в пояснительной записке. В том числе впервые в мире создано и получило экспериментальное подтверждение работоспособности смешанное нитридное уран-плутониевое топливо для ядерных реакторов на быстрых нейтронах.

    Развита полноценная цифровая среда, как для стадии научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР), так и для сопровождения полного жизненного цикла объектов опытно-демонстрационного энергокомплекса на площадке предприятия Росатома "Сибирский химический комбинат" (Северск, Томская область). Получили развитие программные средства, параметры которых превышают мировой уровень, отмечается в записке. Разработана конструкторская, проектная документация и получены положительные заключения Главгосэкспертизы на объекты капитального строительства опытно-демонстрационного энергокомплекса, сооружаемого как за счёт средств федерального бюджета, так и за счет корпоративных ресурсов.

    "Госкорпорация "Росатом" за последние годы преуспела в экспорте традиционных технологий АЭС, однако в настоящее время Китай продвигает те же технологии, но с более дешевыми кредитными ресурсами. Поддержание конкурентных преимуществ требует проведения мероприятий, направленных на сохранение лидерства в области новых технологий", - подчеркивается в записке.

    С учетом опережающего выполнения стадии НИОКР Росатом ведет работу по интеграции ФЦП в структуру госпрограммы по развитию атомного энергопромышленного комплекса, для осуществления, начиная с 2019 года, перехода к получению практических результатов, позволяющих в максимально короткие сроки начать сооружение промышленных энергокомплексов при замыкании ядерного топливного цикла на базе реакторов на тепловых и быстрых нейтронах, а также обеспечить устойчивое развитие гражданского сектора атомной науки и техники, отмечается в записке.


    Источник:
    ria.ru

  • Руководители технологического блока Системного оператора обсудили актуальные вопросы управления электроэнергетическим режимом ЕЭС России

    В Мурманске под руководством заместителя Председателя Правления АО "СО ЕЭС" Сергея Павлушко прошло техническое совещание руководителей технологического функционального блока Системного оператора с заместителями генеральных директоров филиалов АО "СО ЕЭС" Объединенных диспетчерских управлений (ОДУ).

    В совещании также участвовали заместитель Председателя Правления АО "СО ЕЭС" Федор Опадчий и директор филиала АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Мурманской области" (Кольское РДУ) Александр Маланов. По видео-конференц-связи в мероприятии приняли участие директора по управлению режимами - главные диспетчеры, директора по техническому контроллингу, директора по развитию технологий диспетчерского управления филиалов Системного оператора ОДУ и руководители дочерней компании Системного оператора - АО "НТЦ ЕЭС".

    Открывая совещание, Сергей Павлушко подвел итоги работы технологического функционального блока Системного оператора за период с момента проведения предыдущего технического совещания в апреле 2018 года. Он особо отметил эффективное взаимодействие с ООО "ИнтерРАО - Управление электрогенерацией" при проведении испытаний генерирующего оборудования новых электростанций в энергосистеме Калининградской области. Среди основных задач, стоящих перед Системным оператором, Сергей Павлушко выделил разработку и подготовку к утверждению в Минэнерго России значительного количества нормативно-технических документов, развивающих и конкретизирующих положения Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, принятых Правительством РФ в августе этого года. Он также отметил необходимость постоянного взаимодействия филиалов АО "СО ЕЭС" "Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Востока" (ОДУ Востока) и "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Саха (Якутия)" (Якутское РДУ) для обеспечения полной готовности Якутского РДУ к приему функций оперативно-диспетчерского управления в Западном и Центральном энергорайонах энергосистемы Республики Саха (Якутия).

    Темой доклада заместителя Председателя Правления АО "СО ЕЭС" Федора Опадчего стали вопросы модернизации генерирующего оборудования тепловых электростанций и реализации конкурентного отбора проектов по модернизации. Он также представил результаты проведенного Системным оператором тестового (имитационного) отбора.

    Директор по техническому контроллингу Павел Алексеев рассказал об изменениях в организации проверок готовности филиалов Системного оператора к работе в ОЗП 2018/2019 года. Он отметил, что с 1 июля 2018 года вступили в силу новые правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 N 543. В развитие этого документа, а также утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 N 1233 "Методике проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон" в Системном операторе разработан Порядок организации и проведения проверок технологической деятельности диспетчерских центров АО "СО ЕЭС" перед наступлением отопительного сезона. Документ охватывает весь спектр технологической деятельности диспетчерских центров с учетом требований руководящих документов и содержит ряд новых подходов, направленных на повышение эффективности проведения проверок.

    Заместитель главного диспетчера по режимам Владимир Дьячков посвятил свое выступление новой редакции Методических указаний по устойчивости энергосистем, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 03.08.2018 N 630 и вступающих в силу 1 марта 2019 года. Он рассказал об основных изменениях по сравнению с действующими Методическими указаниями 2003 года, связанных в том числе с корректировкой определения ремонтной схемы, изменением состава нормативных возмущений и критериев определения допустимых перетоков активной мощности. Владимир Дьячков также перечислил основные задачи, которые предстоит решить АО "СО ЕЭС" до вступления в силу нового документа.

    Заместитель директора по управлению развитием ЕЭС Денис Пилениекс представил доклад о ходе организации и внедрения в Системном операторе процесса расчетов балансовой надежности - количественной характеристики энергосистемы, отражающей возможность обеспечения совокупного спроса потребителей на электроэнергию и мощность с учетом вероятных отключений элементов энергосистемы. Он отметил, что в рамках этой деятельности создана соответствующая рабочая группа и утвержден план-график мероприятий по внедрению нового делового процесса, разработан и утвержден стандарт Системного оператора "Методические указания по проведению расчетов балансовой надежности", а также разработана и планируется к утверждению первая часть предварительного национального стандарта "Балансовая надежность энергосистем. Часть 1. Общие требования", ведется разработка специализированного программного обеспечения. Помимо этого, запланирована разработка второй части предварительного национального стандарта, устанавливающего методические указания по проведению расчетов балансовой надежности, на основе одноименного стандарта Системного оператора. Денис Пилениекс также привел примеры практического использования результатов расчетов балансовой надежности для юго-восточной части ОЭС Юга, Крымской энергосистемы, Юго-Западного энергорайона Кубанской энергосистемы.

    В рамках совещания проведен круглый стол на тему "Работа электростанций ВИЭ в составе энергосистемы. Существующие проблемы, предложения по регламентации в НТД". Модератором круглого стола выступил директор по управлению режимами ЕЭС - главный диспетчер Михаил Говорун. Заместители генеральных директоров ОДУ рассказали о накопленном опыте проектирования электростанций ВИЭ и имеющихся предложениях по совершенствованию оперативно-диспетчерского управления ими.

    Всего на совещании рассмотрено 20 вопросов, в том числе:

    - о выполнении филиалами АО "СО ЕЭС" РДУ требований стандарта организации по техническим правилам организации в ЕЭС России автоматического ограничения снижения частоты при аварийном дефиците активной мощности (автоматическая частотная разгрузка);

    - о предложениях по изменению принципов производства переключений по выводу из работы (вводу в работу) ЛЭП и оборудования при внедрении телеуправления оборудованием подстанций;

    - о практическом опыте использования системы мониторинга запасов устойчивости при планировании электроэнергетического режима в операционной зоне ОДУ Сибири и предложениях АО "НТЦ ЕЭС" по применению системы мониторинга запасов устойчивости при планировании электроэнергетического режима.

    По итогам рассмотрения вопросов сформированы поручения, направленные на решение актуальных задач по всем направлениям деятельности технологического блока Системного оператора и его филиалов.


    Источник:
    so-ups.ru

  • Минэкономразвития настаивает на базовой доходности модернизации ТЭС в 12

    МЭР настаивает на базовой доходности модернизации в 12%.

    Минэкономразвития (МЭР) настаивает на установлении ставки базовой доходности (WACC) программы модернизации отечественной теплоэнергетики (объём инвестиций - до 1,35 трлн рублей до 2030 года) на уровне 12%. Об этом сообщают "Ведомости" со ссылкой на письмо замминистра экономического развития Михаила Расстригина в Минэнерго, датированное 12 сентября.

    Подлинность документа подтвердил представитель МЭР. При ставке 12% общая стоимость программы модернизации для потребителей в 2023-2046 годах (период выплат по ДПМ) может составить до 5 трлн рублей, а повышение доходности до 14% будет стоить дополнительно 240 млрд рублей в ценах 2018 года, следует из письма.

    "Минэкономразвития видит риски снижения объёмов строительства и модернизации генерирующих мощностей при повышении доходности до 14%. В противном случае рост цен на электроэнергию может превысить инфляцию, а этого допускать нельзя по поручению Президента России", - говорит представитель министерства.

    Программа модернизации "Квадры" рассчитывалась исходя из базовой ставки доходности в 14%, и её уменьшение внесёт существенные коррективы в программу, говорит представитель компании: увеличатся сроки окупаемости проектов, снизится число модернизируемых объектов. Представители пяти крупных генераторов и Минэнерго отказались от комментариев или не ответили на запросы. Программа модернизации будет привлекательна для энергетиков и при доходности в 12%, дополнительную защиту генерирующим компаниям предоставит привязка доходности к ставке ОФЗ, полагает директор аналитической группы по энергетическому и транспортному сектору Fitch Ratings Оксана Згуральская.

    WACC - ключевой параметр окупаемости, влияющий на интерес инвесторов. Минэнерго предлагало для него коэффициент базовой доходности в 14% с учётом прогнозной долгосрочной доходности ОФЗ в 8,5%, Минэкономики хотело снизить показатели до 12% и 7,5%. Исходя из формулы, чем ниже доходность ОФЗ, тем выше итоговая доходность. На совещании у Дмитрия Козака 22 августа был принят и внесён в протокол вариант Минэкономики.

    7 сентября "Коммерсант" сообщил, что к решению вопроса подключился Президент Владимир Путин. Экс-министр энергетики, спецпредставитель Президента по международному сотрудничеству в электроэнергетике Сергей Шматко 27 августа попросил Главу государства поднять WACC по программе модернизации старых ТЭС с согласованных Правительством 12% до 14%. Г-н Путин поручил проработать предложение ответсеку президентской комиссии по ТЭКу, главе "Роснефти" Игорю Сечину и министру энергетики Александру Новаку. В ответном письме они поддержали позицию Сергея Шматко. Президент в итоге, как утверждают источники, поручил Правительству это "рассмотреть и поддержать". Также может измениться и уровень привязки WACC к ставке ОФЗ - с 7,5% до 8,5%. Но один из собеседников издания утверждает, что дискуссия ещё не закрыта. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака сообщили, что ведомства проработают предложение для доклада премьеру Дмитрию Медведеву до 20 сентября.


    Источник:
    peretok.ru

  • Тариф для прямых потребителей магистральных сетей увеличат в 1 5 раза за 7 лет

    Вице-премьер Дмитрий Козак принял решение о дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании, тем самым полностью одобрив весь пакет предложений Минэнерго по тарифной реформе электросетей. По данным "Ъ", поддержана идея поэтапного увеличения тарифов для прямых потребителей магистральных сетей в 1,5 раза за семь лет. Это, по оценкам аналитиков, увеличит платежи потребителей на 2,5 млрд руб. в год.

    Вице-премьер Дмитрий Козак на совещании 19 сентября поддержал предложение Минэнерго по дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, владеет магистральным комплексом, подконтрольна "Россетям"), сообщили "Ъ" пять источников, знакомых с итогами обсуждения.

    Предложение Минэнерго по дифференциации тарифа ФСК схоже с механизмом отмененной с лета 2017 года "последней мили" (за исключением четырех регионов) - схемы, при которой крупные потребители, подключенные к магистральным сетям ФСК, оплачивают не только ее тариф, но и тарифы распределительных сетей, услугами которых не пользуются. Полный отказ от "последней мили" считался рискованным, поскольку предполагал резкое увеличение тарифов для небольших и средних потребителей, а также признание выпадающих доходов распредсетей.

    По сути, одобренное теперь предложение Минэнерго о дифференциации тарифа - это очередной вид перекрестного субсидирования, при котором крупные потребители будут больше платить сетям, тем самым снижая тарифы для мелкого и среднего бизнеса. Изначально Минэнерго предлагало поднять тариф для сетей на 98%, что увеличило бы нагрузку на крупный бизнес на 38,25 млрд руб. в год. Но к совещанию у вице-премьера схему подкорректировали: предлагается поэтапное увеличение тарифа для прямых потребителей ФСК в 1,5 раза за семилетний период - этот вариант и был утвержден на совещании. Конкретная схема реализации механизма и сроки у вице-премьера не обсуждались. Несколько собеседников "Ъ" предположили, что тариф может начать расти уже со следующего года. Планку по ежегодному росту тарифа для магистральных сетей ФСК также включат в социально-экономический прогноз Минэкономики. Кроме того, вероятно, профильным министерствам будет поручено дать предложения по борьбе с перекрестным субсидированием в энергетике в целом.

    В ФСК и аппарате вице-премьера до опубликования протокола от комментариев отказались, в "Россетях" и Минэнерго на запрос "Ъ" не ответили.

    Таким образом, вице-премьер Дмитрий Козак одобрил последний пункт кардинальной реформы электросетевых тарифов, предложенной Минэнерго. До этого были поддержаны, в том числе на уровне премьера Дмитрия Медведева, идеи ухода "Россетей" от убыточного для них льготного техприсоединения, оплаты неиспользуемого резерва мощности и перехода на долгосрочные тарифы.

    Глава "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев отмечает, что предложенное решение выглядит мягче изначального варианта о двукратном росте тарифа. "Но это не снимает вопросов о необоснованности такой ценовой дискриминации и отсутствии расчета последствий для промышленных потребителей, моногородов и экономики в целом", - считает он.

    По оценке Натальи Пороховой из АКРА, предложенная схема роста тарифа ФСК означает увеличение тарифа ФСК на 7% в год для прямых потребителей, то есть дает дополнительно 1% к их конечной цене, дополнительная нагрузка на потребителей составит до 2,5 млрд руб. в год. "В целом это слабо поможет в компенсации перекрестки в ближайшие годы", - полагает эксперт.


    Источник:
    http://www.kommersant.ru

  • Бюджетные субсидии на разработку газовых турбин в 2019 2021 годах составят 7 млрд рублей

    РФ в 2019-2021 годах планирует выделить 7 млрд рублей на субсидирование части затрат по созданию отечественных газовых турбин большой мощности, говорится в проекте федерального бюджета, с которым ознакомились РИА "Новости".

    Согласно проекту, в рамках госпрограммы "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" финансирование по статье "субсидии российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках создания производства газовых турбин большой мощности" в 2019 году составит 3 млрд рублей, в 2020 и 2021 годах - по 2 млрд рублей.

    В России не производятся газовые турбины большой мощности, от 110 МВт и выше. Это оборудование является основным на теплоэлектростанциях с парогазовым циклом, но пока импортируется. Отсутствие российских технологий больших турбин ещё и в условиях западных санкций стало одной из причин, которые привели к спору с немецкой Siemens по поставкам турбин в Крым.

    На двух электростанциях "Газпром энергохолдинга" и "Интер РАО" в РФ работают семь турбин 110 МВт производства совместного предприятия структуры "Ростеха", "Роснано" и "Интер РАО", но они требуют доработки, и промышленный выпуск не ведётся. В апреле источники Reuters сообщили, что доработанная российская турбина ГТД-110М развалилась на испытаниях. "Ростех" заявил о выходе из строя части механизмов, что "не фатально", но сдвигает срок завершения работ по турбине.

    "Силовые машины" в конце августа сообщили, что председатель совета директоров компании Алексей Мордашов в ходе заседания президентской комиссии по ТЭК 27 августа выступил по вопросу разработки и производства "Силмашем" отечественных газовых турбин мощностью 65 и 170 МВт и строительства электростанции, на которой можно было бы получить референции для этих турбин. Президент РФ Владимир Путин поддержал предложения и дал поручение выделить на эти разработки в формате государственного софинансирования 3 млрд рублей в 2019 году, заявил "Силмаш".


    Источник:
    peretok.ru

  • Уточнен порядок согласования технологической и аварийной брони

    Постановлением Правительства РФ от 17.09.2018 N 1096 внесены изменения в ряд актов Правительства Российской Федерации в части уточнения порядка согласования технологической и (или) аварийной брони.

    В частности, дополнениями в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, даны следующие определения:

    "величина технологической брони" - величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (мощности) и продолжительность времени, устанавливаемые на основании проектной документации (при отсутствии проектной документации - на основании соглашения сетевой организации и потребителя электрической энергии (мощности), необходимые для завершения в указанное время технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, и согласованные сетевой организацией в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861;

    "величина аварийной брони" - величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (мощности) с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающая его безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, устанавливаемая на основании проектной документации (при отсутствии проектной документации - на основании соглашения сетевой организации и потребителя электрической энергии (мощности) и равная величине максимальной мощности энергопринимающих устройств дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

  • Создан проектный технический комитет по стандартизации Цифровые электрические сети

    Приказом Росстандарта от 03.09.2018 N 1845 на временной основе создан проектный технический комитет по стандартизации "Цифровые электрические сети" (ПТК).

    За ПТК закреплены следующие объекты стандартизации в соответствии с кодами ОКПД2:

    26.1 Компоненты электронные и платы;

    26.2 Компьютеры и периферийное оборудование;

    26.3 Оборудование коммуникационное;

    26.5 Оборудование для измерения, испытаний и навигации; часы всех видов;

    25.7 Приборы оптические и фотографическое оборудование;

    27.1 Электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная и контрольно-измерительная аппаратура;

    29.31 Оборудование электрическое и электронное для автотранспортных средств;

    35.1 Услуги по производству, передаче и распределению электроэнергии;

    61.1 Услуги телекоммуникационные проводные;

    61.2 Услуги телекоммуникационные беспроводные;

    61.9 Услуги телекоммуникационные прочие;

    62.01 Продукты программные и услуги по разработке и тестированию программного обеспечения;

    62.02 Услуги консультативные, связанные с компьютерной техникой;

    62.03 Услуги по управлению компьютерным оборудованием;

    63.1 Услуги по обработке данных, размещению и взаимосвязанные услуги; порталы в информационно-коммуникационной сети Интернет;

    63.11 Услуги по обработке данных, размещению и взаимосвязанные услуги;

    63.12 Содержание порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет;

    71.1 Услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и связанные технические консультативные услуги;

    71.11 Услуги в области архитектуры;

    72.1 Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук;

    72.19 Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук, прочие;

    74.90 Услуги профессиональные, научные и технические, прочие, не включенные в другие группировки;

    80.2 Услуги систем обеспечения безопасности;

    82.1 Услуги в области административного и вспомогательного обслуживания.

    Председателем ПТК назначен заместитель генерального директора по стратегическому развитию ПАО "Россети" Евгения Александровича Ольховича, а выполнение функций по ведению дел секретариата ПТК возложено на ПАО "Россети".

    В структуре ПТК 706 образованы два подкомитета:

    - ПК-1 "Цифровые подстанции";

    - ПК-2 "Цифровые районы электрических сетей"

    Срок осуществления деятельности ПТК до 31 декабря 2019 г.

  • Информационную безопасность россиян обеспечат отечественные антивирусы

    Минкомсвязи предложило использовать отечественные антивирусы для защиты компьютеров россиян при обеспечении информационной безопасности. Такой пункт содержится в паспорте национального проекта "Цифровая экономика РФ" в разделе "Федеральный проект информационной безопасности".

    Стоит задача обеспечить информационную безопасность с помощью отечественных программ при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующих защиту интересов личности, бизнеса и государства, отмечается в документе.

    При этом эксперты настаивают, что стоит учесть все детали при определении сроков перехода на отечественный софт, ведь ускоренный переход на российское программное обеспечение несет массу рисков для ИТ-бизнеса и властей. Такое мнение они выразили 19 сентября в рамках круглого стола "ИТ-импортозамещение в органах власти Российской Федерации: текущее состояние, перспективы и ключевые проблемы".

    Было предложено три сценария закупок офисного софта для органов власти. В первом варианте в 2018 году власти не проводят централизованную закупку российского ПО, в 2019 году тестируют программные продукты на предмет соответствия софта требованиям законодательства. После выдают разработчикам рекомендации и предложения по доработке, отметил начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Павел Тихомиров.

    Во втором варианте - в 2019 году закупку проводят уже по новым правилам, а в третьем - в 2019 году проводят только тестирование продуктов.

    "Производители офисного ПО представлены на рынке очень неравномерно. В такой ситуации не совсем верно проводить централизованную закупку. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти еще не готовы принять товар, который может не в полной мере соответствовать требованиям об отечественном ПО", - аргументировал Тихомиров.


    По материалам:     
    https://rg.ru

  • Роснефть представила разработки по созданию цифрового месторождения на Тюменском нефтегазовом форуме

    НК "Роснефть" представила разработки по созданию "цифрового месторождения" на IX Тюменском нефтегазовом форуме. Внедрение комплекса инновационных решений ведется в рамках стратегии "Роснефть-2022".

    Дочерние общества компании "РН-Уватнефтегаз" и ИК "Сибинтек" реализуют пилотный проект по использованию цифровой платформы, позволившей разработать систему автоматического распознавания образов "цифровое зрение", систему динамического 3-D моделирования "Сфера" и дистанционный мониторинг состояния производственных объектов.

    На стенде НК "Роснефть" были представлены пилотные образцы динамической оцифрованной модели центрального пункта сбора нефти Усть-Тегусского месторождения, дрон с "цифровым зрением", 3D-стол, демонстрирующий процесс подготовки нефти внутри нефтегазосепаратора. Их внедрение позволит существенно повысить эффективность производственных процессов и уровень промышленной безопасности.

    Также в рамках IX Тюменского нефтегазового форума состоялись пленарные заседания и отраслевые сессии, в которых приняли участие специалисты дочерних обществ компании - "РН-Уватнефтегаз", "Тюменнефтегаз", "ТННЦ" и "Сибинтек".

    Для действующих и потенциальных поставщиков товаров и услуг была проведена сессия, в ходе которой местных производителей ознакомили с особенностями участия в закупочных процедурах в соответствии с текущими требованиями законодательства. Дочерние общества компании, работающие в регионе, заинтересованы в активном участии в закупочных процедурах представителей местного бизнеса, что способствует развитию региональной экономики.


    Источник:
    https://www.rosneft.ru/


Архив новостей